Рождественские чтения 2018

Формирование ценностных категорий у учащихся на основе рассказа Б. Екимова «За теплым хлебом»

Рыбина Л.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 12»

10 базовых национальных ценностей

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены 10 базовых национальных ценностей, которые раскрываются в системе нравственных представлений.

Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, науки, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Современный национальный воспитательный идеал

«Современный национальный воспитательный идеал» — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

10 базовых национальных ценностей

- новые технологии;

- новые учебники;

- частные и т.д. школы;

- те же художественные произведения, за некоторым исключением…

- учитель как мастер своего дела, сам являющийся тем самым национальным воспитательным идеалом…

Диалог есть единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и незавершимость.

М.М. Бахтин

Диалог – это всегда разговор о смысле события для личности, о значимости самой личности для других людей и событий.

В.В. Сериков

Как организовать диалог

1. Выбор произведения небольшого объема, чтобы успеть за урок прочитать и обсудить.

2. Готовность к диалогу.

3. Предварительное прочтение произведения и подготовка вопросов и заданий для обсуждения.

Чтение! Чтение ! Чтение.

А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов.

М.И. Цветаева

Виды информации

1. Фактуальная

2. Концептуальная

3. Подтекстовая

Формирование УУД

Названия УУД Типы заданий
1. Личностные
На высказывание своего мнения, анализ поступков героев…
2. Коммуникативные
Инсценировка, постановка вопросов по изучаемому произведению, оформление своих мыслей в устной и письменной форме
3. Регулятивные
Составление плана, проведение самопроверки, редактирование текста…
4. Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации

Борис Екимов
«За теплым хлебом»

Происходит возрождение души человека

Жанр святочного рассказа

Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Н.С. Лесков «Христос в гостях у мужика», А.П. Чехов «Ванька», Л.Н. Андреев «Ангелочек»…

Этапы работы

1 этап. Перед чтением.

- Чего вы ждете от Рождественского рассказа?

- Что происходит с душой человека, прикоснувшейся к чуду?

- На основе названия предположите, о чем будет рассказ?

Рабочая карта

План Тепло Холод
1
Утро в деревне
***
**
2
Хутор и город
3
Сборы в дорогу, планы…
4
Завтрак. Из дома
5
В ожидании автобуса
6
«Гортоп». У цели
7
В магазине
8
Неожиданное решение

Проба души                                                                                                                                                 

Чтение 1- 4 фрагментов

Тип чтения Возможные задания Вид извлекаемой информации
1
Аналитическое
Объяснение значений непонятных слов. Что чему противопоставляется во фрагменте? Выразительные средства языка
Фактуальная, концептуальная
2
Аналитическое
Какая проблема появляется в том фрагменте?
Концептуальная
3
Аналитическое
Попробуем выявить отношение писателя к герою
концептуальная
4
Чтение по ролям (автор, Архип, бабка)
Расскажите о взаимоотношениях бабки и деда
подтекстовая

Чтение фрагментов 5-8

Тип чтения Возможные задания Вид извлекаемой информации
5
Самостоятельное чтение
Проставьте в табличку плюсы (звездочки) и минусы и объясните свой выбор
Фактуальная, концептуальная
6
Творческое чтение
Перед чтением: как вы думаете, после пережитого получит Архип уголь?
Фактуальная, концептуальная
7
Слуховое чтение
Что из этого эпизода хотелось бы прочитать выразительно? Произошло ли чудо?
Фактуальная, концептуальная
8
Аналитическое чтение
Каков смысл названия рассказа?
Подтекстовая, фактуальная, концептуальная

3 этап. После чтения

Посчитать получившиеся плюсы и минусы, сделать выводы.

Заполнить «Копилку души» (Путь Архипа за хлебом – путь к себе, к Христу, к богу, к добру, к любви… Архип искал тепла физического (угля), а получил духовное…)

Если бы мы инсценировали рассказ, какую роль вам хотелось бы сыграть и почему? Как бы выглядела сцена, декорации?

Какие национальные ценности формировались при чтении рассказа Б. Екимова?

Патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, науки, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое.